12 февраля 2019 16:08

Фейки и правда в фильмах об Афганистане — киноляпы Голливуда

Корреспондент Sputnik Лев Рыжков и военный обозреватель Александр Хроленко посмотрели американские и британские фильмы, посвященные советской военной кампании в Афганистане, и поискали в них точки соприкосновения с действительностью.

"Рэмбо–3" (США, 1988)

В фильме: полковник армии США конвоирует караван со "стингерами" для моджахедов из Пакистана в Афганистан и попадает в плен к советским бойцам.

В реальности: в 1979–1989 годах военнослужащих США на афганской земле не было, американцы никогда не взаимодействовали с моджахедами напрямую. "Стингеры" поставлялись в Пакистан и оттуда уходили в Афганистан. К 1988 году, когда происходят события фильма, поставки этих переносных зенитно-ракетных комплексов продолжались уже два года.

В фильме: сообщается, что советские войска за девять лет боев убили более двух миллионов мирных граждан.

© Sputnik / Андрей СоломоновМоджахеды казнили наших по-страшному — 7 историй кыргызстанцев в АфганистанеВ реальности: за десять лет войны, по приблизительным подсчетам, погибли около миллиона мирных афганцев. Есть основания полагать, что и эти цифры завышены, поскольку советская армия не проводила операций в населенных пунктах.

В фильме: когда американский полковник попадает в плен, его пытают дикого вида советские военнослужащие, которые даже летом ходят в шапках-ушанках. Ими командует небритый полковник Зайцын с явными садистскими замашками и бутылкой водки на рабочем столе.

В реальности: какие могут быть ушанки в стране, где температура +35 градусов считается прохладой? К тому же, если бы в Афганистане был взят в плен настоящий американский полковник, он стал бы очень ценным "трофеем". Его не доверили бы пьянице в шапке-ушанке, а немедленно переправили в Москву.

В фильме: на допросе полковник храбро заявляет: "Каждый день ваша военная машина отступает перед горсткой борцов за свободу. Эти люди скорее умрут, чем станут рабами захватчиков. Их не победить!" .

В реальности: в конце 1980-х афганское правительство при поддержке советских войск надежно контролировало более 70 процентов территории страны. Перед 40-й армией никто не ставил задачи победить, она лишь поддерживала правительственные силы. СССР строил в Афганистане дороги, заводы, больницы. Афганцы и сегодня помнят об этом.

"Зверь войны" (США, 1988)

В фильме: советские танки атакуют мирное селение. Солдаты применяют химическое оружие, пряча лица под противогазами.

© Sputnik / Александр ХроленкоДушманы встретили улыбками и чаем — воин-"афганец" о поездке в ПанджшерВ реальности: советские войска никогда не брали штурмом мирные населенные пункты и не травили людей химическим оружием. Этот сюжет больше похож на действия американской армии во Вьетнаме.

В фильме: экипаж заблудившегося средь бела дня советского танка состоит из пяти человек. Пятый — афганец, который был расстрелян, когда начал молиться.

В реальности: экипаж танка не может состоять из пяти человек, столько людей там просто не поместится. В ленте не показано, где именно в танке сидел афганец. Этот герой понадобился авторам только для того, чтобы расстрелять его за молитву и показать ненависть советской армии к мусульманам. Мол, даже те афганцы, которые сотрудничали с советскими "оккупантами", не были в безопасности.

"Искры из глаз" (Великобритания, 1987)

В фильме: 15-я и, наверное, самая малоизвестная картина о Джеймсе Бонде запомнилась фанатам "бондианы" лишь тем, что в ней впервые сыграл Тимоти Далтон — самый неудачный из Бондов. Агент 007 срывает "хитроумную" операцию советского генерала, дважды героя СССР Коскова, который хочет закупить американское оружие. В этой бизнес-комбинации задействованы также бриллианты и наркотики.

В реальности: зачем Советскому Союзу, который снабжал оружием половину планеты, могло понадобиться американское оружие? В той части фильма, которая посвящена Афганистану, какие-либо совпадения с реальностью вообще отсутствуют... разве что пейзаж похож на афганский.

"Война Чарли Уилсона" (США — Германия, 2007)

© Sputnik / Эркин СадыковВетеран-"афганец" рассказал, почему отмечает день рождения дважды в годВ фильме: главный герой конгрессмен Чарли Уилсон в исполнении Тома Хэнкса горит желанием помочь афганским моджахедам в борьбе против советских войск, которые, по правилам пропаганды времен холодной войны, насилуют, убивают, уничтожают все живое. Для помощи моджахедам Уилсон решает наладить в Египте и Израиле производство фальшивого советского оружия, чтобы затем передать его Пакистану.

В реальности: в Египте действительно производили автоматы Калашникова, но по советской лицензии. И хотя во времена президентства Анвара Садата страна отпала от советского блока, производство "калашей" там не связано с деятельностью американских конгрессменов. Да и Израиль контрафактно не производил советское оружие. Во время арабо-израильской войны 1973 года советское вооружение досталось израильтянам как трофей.

В фильме: на фоне псевдодокументальных кадров приводится статистика советских потерь, вызванных появлением на вооружении у моджахедов ПЗРК "Стингер". Это в общей сложности 108 вертолетов и 89 самолетов всего за год — с весны 1987-го по весну 1988-го.

В реальности: цифры советских потерь общеизвестны и находятся в открытом доступе. Общеизвестно, что за весь 1987 год советская армия потеряла 22 самолета, а в 1988-м — 12. Всего же за десять лет было потеряно 125 самолетов. При этом, если посмотреть статистику потерь, можно заметить, что до появления на вооружении у моджахедов "стингеров" потерь в авиации было даже чуть больше.

Убийцы здравого смысла

Негативные образы из кино очень живучи, токсичны и вирусны. Они и запоминаются хорошо, и вызывают устойчивые ассоциации. Что бывает потом, мы видим на примере демонизированных "плохих парней" из Ливии, Сирии, Ирака.

© Sputnik / Валерий МельниковЧто на самом деле творится в Афганистане — пояснение экспертаАмериканский кинематограф дал миру много образцов хорошей работы. Магия Голливуда, созданная профессионалами высшего класса, покорила весь мир. Но когда мастера производят пропагандистскую халтуру, их фильмы превращаются в убийц здравого смысла. Ведь далеко не каждый зритель воспринимает с юмором всю эту "развесистую клюкву".

Нельзя сказать, что "клюква" осталась в прошлом. Новый виток противостояния сверхдержав вызвал появление новых пропагандистских киноподелок. Их производство пока не массовое, но нет-нет да и промелькнет в кассовом голливудском блокбастере плохой пьяный русский в военной форме и с бородой. Значит, новые "шедевры" еще впереди.

Назад