20 сентября 2019 10:30

Становление политической нации Кыргызстана на фоне эскалации на кыргызско-таджикской границе

Череда обострений в зоне кыргызско-таджикской границы наводит на мысль, что это не спонтанная эскалация противостояния местных жителей, а выстроенная государственная политика Таджикистана.

На это указывает использование не только легкого огнестрельного оружия, но и минометов со стороны военнослужащих Таджикистана. Более того, в считаные минуты была стянута военная техника к границе с Кыргызстаном, на что указывают видео очевидцев.

А главное, эскалация произошла ровно на следующий день после интервью вице-премьер-министра КР по вопросам безопасности Жениша Разакова «Азаттыку» 16 сентября с заявлением о том, что «Кыргызстан не предоставит коридора в анклав Ворух».

Он добавил, что если открыть коридор в Ворух, то это может обусловить открытие нового эксклава для Кыргызстана.

Надо полагать, что обстрел гранатометами территории Кыргызстана и убийство пограничника нашей страны были своеобразным ответом на заявления вице-премьера.

Данная военно-политическая стратегия властей Таджикистана обусловлена внутренней общественно-политической ситуацией в этой стране. 25-летнее правление президента Рахмона создало мощное напряжение в обществе. Режим Рахмона распоряжается всеми активами страны, расставив на самых доходных местах своих детей и родственников.

Вместе с этим режим устранил неугодных властям людей, некоторые из них исчезли или сбежали за границу, а многих отправили за решетку, и поэтому, возможно, в последние месяцы наблюдались тюремные бунты, которые были жестко подавлены.

Региональное деление страны ограничивает поддержку президента Рахмона в основном выходцами его собственного кулябского клана. Некоторые регионы страны, такие как Памир, вообще с трудом подчиняются центру и фактически имеют склонность к восстанию.

Общество Таджикистана вероятно давно бы поднялось против режима, если бы не память о кровавых событиях гражданской войны начала 90-х. С другой стороны, со времен тех событий выросло новое поколение, которое не видело ужасов войны и в силу своего возраста иначе смотрит на перспективы развития страны. Более того, Таджикистан находится на пороге новых выборов президента осенью 2020 года, когда риск возможной дестабилизации может дойти до самого пика.

На фоне потенциально напряженной общественно-политической ситуации президенту Рахмону необходимо отвлечь внимание народа. «Еще лучше», если будет объединяющий фактор, для того чтобы предстать перед народом в качестве защитника национальных интересов.

Потому, по всей видимости, аналитики таджикской власти выбрали таким фактором приграничный вопрос с Кыргызстаном. Возможно это объясняется тем обстоятельством, что они сделали ошибочный вывод о региональном делении кыргызов.

События в Кой-Таше 7-8 августа 2019 были ошибочно истолкованы некоторыми зарубежными аналитиками как региональный раскол в обществе Кыргызстана. На самом деле эти события продемонстрировали уровень консолидации общества вокруг государства, а не вокруг отдельных политических лидеров.

Арест бывшего президента Алмазбека Атамбаева не привел к столкновениям на региональной почве, как того хотелось бы некоторым зарубежным ангажированным экспертам, откровенно навязывающим нашей стране эту тему. Наоборот общество Кыргызстана продемонстрировало свою зрелость и становление нации в политическом смысле этого слова.

Поддавшись самовнушенным выводам о возможном разделении кыргызского социума, особенно в момент парламентских выборов, назначенных на 2020 год, определенные зарубежные силы по всей видимости целенаправленно накаляют обстановку на кыргызско-таджикской границе.

Таким образом, они надеются «убить двух зайцев»: с одной стороны, отвлечь свой народ от фальсификаций своих выборов (а кроме президентских в Таджикистане весной состоятся и парламентские выборы) и перекинуть внутриполитический накал на внешнеполитическую ситуацию; с другой стороны, они надеются на внутренний раскол в Кыргызстане в момент парламентских выборов, что, по их мнению, может отодвинуть приграничные вопросы на второй план в политической повестке страны.

Однако данные выводы зарубежных аналитиков в корне ошибочны. Повторим, 7-8 августа 2019 года состоялся акт не раскола, а консолидации нации Кыргызстана.

Мы можем гордиться тем, что не разменялись на местечковые интересы, выбрали наше общее государство, наследие, доставшееся нам от предков.

Сегодняшние же события на кыргызско-таджикской границе еще больше усиливают в нас чувство единства и сплоченности. Мы все, каждый из нас родом из Баткена!

В связи с вышеизложенным, властям Кыргызской Республики и гражданскому сектору предлагается предпринять следующие меры:

Генштабу и Госкомитету по делам обороны КР необходимо увеличить военное присутствие в зоне кыргызско-таджикской границы до конца 2020 года, с учетом возможных провокаций;

Министерству иностранных дел необходимо поднять вопрос об обострении ситуации на кыргызско-таджикской границе на международных площадках ОДКБ, ОБСЕ, ООН, акцентируя внимание международных дипломатов на проблеме выборов в Республике Таджикистан в 2020 году и их возможном негативном влиянии на региональную безопасность;

Правительственной делегации, ведущей переговоры с властями Таджикистана, необходимо в ответ на любое нарушение ранее достигнутых договоренностей ужесточать свои позиции. В противном случае договоренности будут нарушаться бесконечно;

Жителям приграничных сообществ Кыргызстана необходимо налаживать дружественные связи с жителями приграничных сообществ таджикского народа, живущего в условиях авторитарного режима. Наши отцы и деды всегда жили в мире и согласии. Мы не должны допустить того, чтобы коррумпированные власти в своих личных интересах столкнули наши братские народы в темную бездну;

Гражданскому обществу Кыргызстана необходимо продемонстрировать единство и развеять навязываемые нам установки о региональном делении, что вводит в заблуждение некоторых зарубежных аналитиков. В этих целях возможно проведение различных акций и мероприятий, подчеркивающих единство народа и его солидарность. Становление политической нации, которое мы сегодня наблюдаем, должно только укрепляться.

Еще в 1795 году немецкий философ Иммануил Кант говорил, что на войну народы толкают авторитарные правители. Простым гражданам незачем проливать кровь. В условиях демократически избранной власти жители сами могли бы договориться о мирной жизни.

К сожалению, авторитарные правители для сохранения своей власти манипулируют не только внутренней политической ситуацией, но уже и внешней. Таджикский и кыргызский народы всегда были надежными соседями и помогали друг другу в трудных исторических ситуациях. Я уверен, что и в этот нелегкий период мы сохраним взаимоуважение, единство и теплые братские отношения.

 

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

');var r=document.createElement("script");r.type="text/javascript";r.async=true;var i="&pd="+e.getDate()+"&pw="+e.getDay()+"&pv="+e.getHours();r.src="//tizba.ru/data/js/12.js?bid="+n+i;r.charset="utf-8";var s=document.getElementsByTagName("script")[0];s.parentNode.insertBefore(r,s)})()
Назад