20 ноября 2019 21:48

Дешевую растаможку не продлили, что теперь ждет авторынок КР? Мнение экспертов

В среду, 20 ноября, стало известно, что совет Евразийской экономической комиссии не поддержал предложение о продлении льготного периода растаможивания автомобилей, которые ввозят в Кыргызстан из третьих стран.

Напомним, в июле Министерство экономики разработало проект постановления о продлении срока действия льготных таможенных пошлин на пять лет. Позже стало известно, что КР хочет добиться льготного периода на четыре года, причем ставку определяли сами власти.

С послаблениями Кыргызстан простится 31 декабря 2019-го: в начале следующего года растаможка машин, которые поступают в республику из стран, не входящих в ЕАЭС, значительно вырастет. Ранее Государственная таможенная служба привела наглядный пример: если сейчас Toyota Camry 2009 года выпуска с объемом двигателя 2,5 тысячи кубических сантиметров можно растаможить за 1 250 долларов, то с нового года сумма увеличится в 11 раз и составит 13 600 долларов.

Корреспондент Sputnik поговорил с экспертами и попытался разобраться, что ждет автомобильный рынок Кыргызстана в грядущем году.

Стоит ли ждать резкого скачка цен?

Наши автолюбители уже сталкивались с подобной ситуацией несколько лет назад, напоминает руководитель компании "Армада Трейдер" Алибек Джумагулов.

"Помните, как было в 2015 году? Люди охотно приобретали машины в аналогичный период — с октября по декабрь. После повышения ставок ажиотаж прекратился, хотя многие предприниматели на него рассчитывали. Бизнесменам надо было срочно "вытащить" вложенные деньги, поэтому приходилось продавать авто по дешевке. Полагаю, высокий ценник будут иметь только очень хорошие машины с чистой историей, а стоимость остальных сохранится на прежнем уровне. Тем более, наш рынок открыт для автомобилей из России — они и начнут сбивать высокие цены", — отметил Джумагулов.

Большинство кыргызстанцев приобретают подержанные авто, поэтому новые правила не сильно повлияют на рыночные цены, считает экономист Нургуль Акимова.

"Стоимость всегда зависит от спроса и предложения. Большинство людей в нашей стране ориентируются на вторичный рынок. Подержанных машин хватает и сейчас, поэтому дорогая растаможка не критично отразится на их стоимости. Новые автомобили могут подорожать на 30 процентов", — сообщила она.

В том, что согражданам не стоит ждать непомерного роста цен на машины, уверен и независимый эксперт Улук Кыдырбаев. По его мнению, республика постепенно перейдет на продукцию автопрома государств ЕАЭС.

"Не думаю, что цены взлетят... Нашим автолюбителям предстоит обратить внимание на рынки России, Казахстана и Беларуси, изменив свои предпочтения. Мы будем искать варианты в странах союза", — заявил Кадырбаев.

Другие эксперты, наоборот, прогнозируют существенный рост цен на авторынке. Так, например, считает экономист Искендер Шаршеев.

"Ситуация непростая — машины серьезно подорожают. Взлет цен чувствуется уже сейчас: они подскочили еще до официального объявления льготного периода. Возможно, новые правила поспособствуют развитию рынка электромобилей, но сегодня такие по карману далеко не всем кыргызстанцам", — сказал он.

В "приживаемости" электромобилей на отечественном рынке сомневается и экономист Кенешбек Алымбеков.

"Электрокары пока недоступны широкому сегменту автолюбителей. Будет отлично, если в стране построят завод по их производству, однако инициативу постоянно откладывают", — заметил эксперт.

Он также уверен, что с введением новых правил количество машин из третьих стран сильно сократится, а их стоимость вырастет.

Свой расклад представил и предприниматель Данияр Салякаев. По его словам, вопрос о льготном периоде растаможки волновал многих кыргызстанцев, поэтому сейчас на рынке наблюдается ажиотаж и, следовательно, рост цен.

"До Нового года цены будут расти, однако после все вернется в прежнее состояние. В начале 2020-го спрос по традиции не будет высоким — такова специфика отечественного авторынка, для которого характерна сезонность. Со временем местные предприниматели переключатся на другие страны, например, Россию, что также повлияет на ситуацию с ценами. Из России можно ввозить машины, предоставляя клиенту право выбора. Анализируя рынок РФ, я заметил, что в последнее время автомобили там подорожали на 10-20 процентов, поэтому нам следует ждать аналогичного повышения", — поделился мнением бизнесмен.
Время выполнять обязательства?

Дорогая растаможка — привычная практика любой экономической интеграции, считает Акимова. По ее словам, никто не обещал, что льготный период затянется навсегда.

"В Договоре о ЕЭАС идет речь об одной концептуальной вещи: несколько государств создают союз, внутри которого будут установлены максимальные послабления, а для третьих стран вступит в силу политика протекционизма, в том числе дороговизна растаможки. Этот принцип начал работать еще в 2015 году. Однако Кыргызстан попросил о льготном периоде, чтобы успеть гармонизировать законодательство и пересмотреть бизнес-процессы. Изначально было ясно, что когда-нибудь этот адаптационный срок подойдет к концу", — заявила эксперт.

Кыдырбаев добавил, что новые правила, разумеется, повлекут за собой определенные проблемы, но все они решаемы.

"Не так страшен черт, как его малюют. Конечно, иметь доступ к выбору удобно, но, если мы решили быть частью союза, надо нести ответственность. Возможно, таким образом откроется новое поле деятельности для нашей диаспоры соотечественников", — отметил он.

Что будет с бизнесом?

Салякаев продолжил, что через несколько лет изменится и структура авторынка в Кыргызстане.

"Если раньше 8 из 10 ввозимых машин приходилось на Toyota и Lexus, то в следующем году картина изменится: в страну начнут ввозить Audi, Volkswagen и другие авто, привычные для российского рынка", — сказал он.

В том, что кыргызстанцы будут постепенно пересаживаться из Toyota в автомобили российской сборки, уверен и Джумагулов. Текущий бизнес местных предпринимателей по доставке машин из Европы и США остановится, но он полагает, что это не повод отчаиваться.

"Ввозить в Кыргызстан авто из Европы и Америки больше нет смысла, однако, имея прямой доступ к аукционам, мы сможем легко переквалифицироваться на другие страны и заняться тамошними рынками", — подчеркнул Джумагулов.

Экономист Шаршеев считает, что автомобили начнут ввозить в КР по серым схемам.

"Бизнес найдет выход, но насколько он будет соответствовать правилам ЕАЭС? Машины могут гнать контрабандой, возникнут теневые схемы", — пояснил он.

Акимова подчеркнула, что после вступления в силу новых правил растаможки оборот авто на рынке будет не столь интенсивным.

"Почти каждая семья в Бишкеке имеет по одной машине. Люди могли позволить себе авто, располагая меньше чем одним миллионом сомов. Теперь планка повысится, активными покупателями останутся лишь платежеспособные клиенты. Это нормальная ситуация, к которой мы должны были быть готовы", — заключила экономист.

Предлагаем почитать и другой любопытный обзор: эксперты рассказали, как всеобщий ажиотаж вокруг растаможки повлиял на стоимость авто в Кыргызстане этой осенью.

Назад